Евгений НиконороВ

ХУДОЖНИК, РЕЖИССЕР-СЦЕНОГРАФ, АКТЕР

 




Интервью в молодежной газете

«Çaмрксен хаçaче» в Чебоксарах

понедельник, 29 мая 2023 г.


Записывала Альбина Юрату. Привожу некторые цитаты из нашего разговора.


Я родился и вырос в Чебоксарах, в семье, где любят театр. Мама, Зоя Сергеевна, родилась в чувашской деревне. Дедушка был умным, интеллигентным человеком, одно время работал председателем колхоза. Он добровольцем ушёл на фронт во время Великой Отечественной войны. В детстве летнее время я проводил в деревне. И там учил язык. Мама работала на Чувашском телевидении и радио, была режиссёром, диктором, автором разных теле- и радио-программ. Сейчас она на заслуженном отдыхе. А когда-то она еще была ведущей актрисой и являлась одним из создателей Чувашского театра кукол. С моим отцом она познакомилась как раз в этом театре, играли в спектаклях. Я первый ребенок в семье, есть сестра. Наш дом находился рядом с телецентром, поэтому очень часто бывал в телестудии у мамы.


В школьные годы, чтобы развиваться творчески, ходил в изостудию Чебоксарского дома пионеров. Там, наверное, полюбил рисовать. Но в одно время перестал ходить. Я был стеснительным и как-то раз опоздал на занятия, а потом уже мне было неудобно посещать изостудию.  Папа с мамой думали, что я на занятиях, а я ходил, гулял по улицам и покупал пирожки. Мама на телевидении готовила передачу «Порисуем вместе», её постоянным ведущим был замечательный художник Элли Юрьев, а я вместе с ним сидел в студии перед телекамерами и рисовал. Для меня был опыт общения с мастером и первый опыт участия в телепрограммах. Элли Михайлович был очень строгим учителем, любил аккуратность. Эта черта, наверное, перешла ко мне и от него. В голове и мыслях порядок, если порядок вокруг. Потом поступил учиться в первую городскую художественную школу на набережной Волги. Затем набирался знаний в Чебоксарском художественном училище. После получения диплома призвали в армию. По возвращению со службы направился в Российский художественно-промышленный институт имени С.Г. Строганова. Там получил специальность художника декоративного искусства, архитектора-дизайнера. Ещё будучи студентом, я все время проводил в театральной студии и мечтал стать актером и  режиссером. В те годы я побывал во всех театрах Москвы.


Театр увлёк. К счастью, я попал в театр-студию Михаила Романенко-Кушковского «Гармония». Она располагалась прямо в его квартире в Большом Гнездниковском переулке. Много театральных людей и, очень известных, прошло через эту школу. Будучи учеником Юрия Завадского, Михаил Юрьевич не только актер, режиссер, но педагог и художник. С теми, с кем познакомился в студии, я до сих пор поддерживаю общение. Потом ещё учился в киношколе Николая Бурляева, занимался в мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. А одним из событий, связывающих меня с ВГИК, была роль главного героя в учебной постановке «Белые ночи» по пьесе Ф. Достоевского.


Ещё когда был студентом «Строгановки» начинал пробовать оформлять спектакли.  Например в бывшем ЦДХ (Центральном доме художников) мы делали «Миранду» по Дж. Фаулзу. Сейчас понимаю, что на маленькой сцене, так же сложно работать как и на большой. Теперь у меня уже около 65 спектаклей на разных площадках, где работал как художник-постановщик.

Сейчас преподаю в Московской Школе Кино, она входит в состав университета креативных индустрий Universal University. Рассказываю студентам о способах художественного оформления спектаклей, как доносить главную мысль, работать в команде со всеми участниками проекта.


Что я ощущаю после премьеры в театре? Не скрою, всегда переживаю, когда начинаем готовиться к новому спектаклю, а в день премьеры – чаще уже спокоен. Можно сказать, все волнения пройдены ещё в период подготовки спектакля.


Все свои работы помню хорошо. Период создания спектакля «Собачий вальс» в московском театре имени Вл. Маяковского с режиссёром Ю. Иоффе. В Театре Наций - спектакль «Белый джаз для двух Пьеро» с И. Лычагиной. В Московском драматическом театре имени М. Н. Ермоловой подряд оформил три спектакля. Работал с режиссёрами: В. Андреевым, В. Данцигером. На малой сцене поставили с А. Конышевым «Спокойной ночи, мама», где использовали занавес из настоящего сыплющегося песка. Особо вспоминаю как работали вместе с режиссёром Н. Крутиковым в Русском театре Эстонии. «Иванов» по пьесе А. Чехова стал лучшим спектаклем сезона. Там тоже было три спектакля. Много было и других работ. Время меняется, но со многими коллегами стараюсь поддерживать связь.


Одна из последних и интересных для меня постановок - это спектакль по Н. Гоголю «Женитьба» в Орловском академическом театре вместе с В. Хрущевым. Я с Владимиром работал еще давно, когда пригласили в, новый тогда, Экспериментальный театр драмы (Чебоксары) главным художником. Дружбу мы и сейчас поддерживаем. До этого за сценографию спектакля «Последний срок» Валентина Распутина в Тамбовском молодежном театре получил «Золотой диплом» международной премии «Золотой Трезини». С режиссером этого спектакля М. Егоровым мы познакомились, когда в юности мы поступали к А. Гончарову. Обычно режиссер не работает с незнакомым художником, так же и художник редко работает с незнакомым режиссёром. Снимаешь ли кино, ставишь спектакль - всегда необходима команда. На первом месте должно быть доверие.  

 

В Чувашском театре кукол готовится  новый спектакль «В стране Хахатании». Пьесу написала моя мама. Я художник. Спектакль, надеюсь, станет подарком для мамы.

Для кого готовить спектакль легче – взрослым или детям? Думаю, что одинаково сложно, детские постановки даже требуют больших материальных затрат. Взрослые, творческие люди всегда как дети.


Сейчас еще занимаюсь галерейным делом, арт-директор небольшой московской галереи «Колокольников, 17». Его учредителем стал благотворительный фонд «Координационный центр культурного наследия». Мы показываем спектакли, организовываем выставки,, творческие встречи, недавно провели презентацию Вашего сборника стихов, переведённых с русского на чувашский язык, «Ты – песня моя недопетая». Было приятно с Вами работать.


Периодически участвовал как актер в разных кино- и телепроектах, «Спальный район», «Глухарь», «Дубровский» и других.

Одно время сосед этажом выше, когда приезжал в гости к маме, при каждой встрече радовал меня: «Я тебя видел по телевизору».


Что пожелать молодёжи?

Конечно верить в себя! Пробуйте себя в разных творческих профессиях. Но не забывайте, что это и очень ответственное дело. Ведь мы так или иначе воздействуем на зрителя, рождаем определенную энергию и если все это помогает людям жить, вдохновляет их, а не «загоняет в угол», то все в вашей жизни складывается правильно.

Талантливых людей очень много вокруг, пробуйте и не ленитесь.

© Е. Никоноров, 2008